Равняйсь, смирно!

Сразу предупредим, что хотим мы затронуть тему сложную, можно сказать, что «душещипательную» для айтишника, но и оговоримся тут же, что ничего особенного против армии не имеем, просто хотим разобраться, необходимо ли действительно отобрать клавиатуру и дать в руки автомат.

Первый служивый, которому пришлось приоткрыть завесу тайны – Александр (Senior Software Developer).


— Как и в каком году ты попал в армию?
А: В 2008 г. сразу после окончания университета я прибыл в военкомат по повестке. Тогда меня признали негодным, а потом через полгода меня вызвали на повторное медосвидетельствование и поставили одну из первых групп годности, еще через полгода призвали.
— Пытался косить?
А: Косить не пытался. У меня диагностировали вегетативно-сосудистую дистонию, однако никакого дискомфорта и проявления болезни я не ощущал, врачам не жаловался.
— Где проходил учебку и куда отправили служить потом?
А: Отправили в Военную академию, в Центр обеспечения учебного процесса. Обычно им нужны призывники с водительскими правами, чтобы служить водителями грузовых и легковых автомобилей. Меня взяли в штаб из-за моих навыков работы с компьютером.
— Опиши свой типичный день в армии «от и до».
А: Подъем в 6:30 утра, зарядка, умывание, завтрак. Далее мы занимались уборкой расположения, потом шли учиться. Учили устав, изучали вооружение Беларуси и других государств, слушали рассказы замполита о его методах искоренения дедовщины (усмехается). После учебы мы выдвигались на обед, после которого обычно начинались занятия по строевой – топтали плац по несколько часов. Поужинав, мы смотрели “Панораму” и занимались своими делами: кто-то подшивался, кто-то читал книги, а кто-то просто отдыхал.
— По уставу или дедовщина?
А: По уставу. Дедовщины фактически не было. Как-то раз старослужащие попытались “качать права” в отношении меня, но т.к. я на тот момент был уже на несколько лет старше этих “18-ти летних дедушек”, то быстро убедил их в неправоте. От дедовщины у нас остались лишь шуточные традиции, которые соблюдали лишь те, кто этого сам хотел. Например, старослужащие не ели масло, а некоторые из них клали под свой матрац разные железяки, когда оставалось 100 дней до приказа о демобилизации.
— Что полезного дала тебе служба в ВС?
А: Я научился разбираться в разных типах людей и находить к ним подход. Наверное, армия дает еще и дисциплинированность, что особенно важно для людей, работающих в IT. Получил ли я хорошие навыки ведения боя? Вряд ли. Стреляли мы всего пару раз: на КМБ и в середине службы. Зато, я поучаствовал в съемках фильма! Сразу после присяги нашу роту в качестве массовки отправили на съемочную площадку фильма “Днепровский рубеж”. Его, кажется, до сих пор иногда по телеку крутят. Это был интересное и запоминающееся событие.
— Есть ли у тебя какие-то негативные воспоминания из армии?
А: В первую очередь вспоминаю пищу. Супы всегда были пересолены, такое нельзя есть на постоянной основе – точно начнутся проблемы с пищеварительной системой. А еще —рыба! Вареный минтай – фу, до сих пор чувствую этот запах. Ну, и, конечно, нельзя не вспомнить армейскую бюрократию. В Военной академии было очень много начальства, каждый представитель которой мог и ХОТЕЛ тебя отчитать, чему-то “научить”, отправить в наряд и лишить увольнительного. Приходилось и выполнять идиотские приказы: с помощью лопаты превращать сугробы в ровные геометрические фигуры, осенью трясти деревья, на которых осталось незначительное кол-во листьев – чтоб “чистенькие” были.
— Как ты думаешь, нужно ли айтишнику служить сегодня? Слышал об “айти роте”?
А: Бояться там нечего, но если и идти служить, то я бы советовал попадать в части поинтереснее – ВДВ, например. Физподготовки бояться не стоит, т.к. к ней все постепенно привыкают, многие у нас не могли ни отжиматься, ни бегать, ни подтягиваться – научились. Однако, если рассматривать вопрос об армии более глобально, то я считаю, что в нынешнем своем виде армия нам не нужна. Лишь некоторые подразделения нашей существующей армии могут принести солдату пользу, а не вред. Естественно, самая большая опасность для айтишника – это потеря знаний за год. Но на себе я этого не ощутил, восстановил все свои знания за месяц после дембеля.
— Если отмотать время назад и выбирать между классической срочкой и службой в резерве, то что бы ты выбрал?
А: Резерв, т.к. он не отрывает тебя от внешнего мира, как срочка.
— Если бы тебя забрали сейчас служить, ты бы кодил на листочке?
А: Я бы пронес туда ноутбук (улыбается).
— Отдал бы своего сына в армию?
А: Это его дело. Если будут забирать – пусть идет, не захочет служить – пусть ищет способы как избежать службы.

Наш вояка Олег (Senior .NET Developer Team Lead) поведал нам о другом виде исполнения долга.

— Ты служил в резерве? Расскажи что это такое и чем отличается от “классической срочки”?
О: Да, в общей сложности моя служба растянулась на 2 года. В этом основное отличие срочки от резерва – тебя не забирают в армию сразу на год, раз в какое-то время на месяц-полтора тебя забирают на сборы. Это та же служба, только раздробленная на короткие сроки. Я, например, был на сборах 3 раза по 40 дней.
— Как вообще попасть в ряды резервистов?
О: Насколько я знаю, ты должен быть ценным работником для своей организации. Руководство может написать об этом ходатайство в военный комиссариат, где все доводы о твоей “ценности” рассмотрит комиссия и примет решение: пойдешь ты на срочку или в резерв.
— Тебя все еще могут призвать?
О: Да, такие попытки уже были. Пока не забрали.
— Как проходили твое первые сборы? Что запомнилось больше всего?
О: Сначала нас отбирали в подразделения. Помню, как приехал политрук и долго расхваливал свое место службы, а потом спросил: “Кто к нам?”. Никто не вышел вперед. А я подумал, что нечего тянуть и пошел. Это был Реактивный артиллерийский полк недалеко от Лепеля. Уже за время КМБ мы съездили на полигон 2 раза — это было круто, такая взрослая “войнушка”. А вот одежда и место жительства мне не очень понравились – было холодновато.
— Пригодились ли тебе твои IT знания и навыки в армии?
О: Не пригодились. На первых моих сборах мы почти все время строили местный спортивный городок и вырывали проросшую в асфальте траву. Но, справедливости ради, на этих же сборах мы еще и в наряды ходили, а вот на последующих – вообще скука! Мы просто учились и бездельничали в классе: ели семечки и конфеты.
— По прошествии лет, лучше отслужить один раз и забыть или “растянуть удовольствие”?
О: Лучше растянуть. Служба в резерве дает возможность не отрываться на долгое время от работы и семьи, а для меня такие возможности в приоритете. Сходил на месяц, отдохнул – как в санатории. Я возвращался со вторых своих сборов, а через неделю женился. Все нервные приготовления к свадьбе прошли без меня – я ж в армии!
— Хотел бы ты, чтобы твой сын отслужил? Какой совет дашь парням, которым еще предстоит получить повестку?
О: Не хотел бы я отправлять сына в армию, нечего там делать. Считаю, что это зря потраченное время. Парням скажу так: если есть возможность не служить – воспользуйтесь ей, если нет – попытайтесь извлечь из службы что-то полезное для себя. В армию нужно идти по желанию, она должна быть контрактной.
— По твоему мнению, потеряет ли программист знания в армии?
О: Нет, не потеряет. Практика, конечно, нужна, но упущенное можно быстро наверстать.

Вот такие ответы мы получили. А вы хотели драмы? Что-то типа: «за год вы окончательно растеряете все свои знания без постоянной практики и суточного кодирования» или «технологии развиваются со сверхзвуковой скоростью и вы уже не угонитесь за ними, ваш удел – плестись в айти хвосте»… Нет, жести не было. В беседе с обоими не было откровенного негатива, лозунгов отрицания и т.д. Наоборот, разговор получился интересным и было заметно, что нашим бойцам было приятно вспоминать об отдельных моментах службы. Выводы сделаете сами, как и выбор, впрочем, тоже. Главное, чтобы он был осознанным и, цитируя наших респондентов, приносил пользу.

P.S. надеемся, что военком этого не читал :)

© Corpitech, 2020

Связаться с нами
Если у вас возникли вопросы, отправьте заявку
и мы свяжемся с вами!